Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении
Выявление и осознание конфликтных тенденций, складывающихся в организации, требует от менеджера понимания потенциальных причин их возникновения. Конфликты могут быть порождены трудовым процессом, плохой организацией работы и несовершенной организацией управления, плохой организацией социального взаимодействия или личностными особенностями членов коллектива.Рассмотрим причины конфликтов подробнее. 1. Причины конфликтов, порожденные трудовым процессом. Трудовая деятельность предполагает взаимодействие работников, наличие отношений власти и подчинения, деловое общение. Все эти процессы достаточно сложные с точки зрения, как их организации, так и исполнения. В них изначально заложены предпосылки противоречий между участвующими субъектами — отдельными сотрудниками, рабочими группами или подразделениями организации. Данные конфликты возникают в ходе: установления и достижения целей; распределения и выполнения должностных полномочий и зада; распределения ресурсов; реализации коммуникаций. Каждый работники группа работников организации имеет свои цели. В некоторых случаях эти цели определены и оформлены документально (например, в уставе предприятия, в положении о подразделении предприятия); в других случаях они могут не только не формулироваться словесно, но и не осознаваться. Например, работник может не задумываться над своими личными целями, но тем не менее всегда действует в соответствии с ними. Если организация трудового процесса по какой-либо причине препятствует достиже-
Рассмотренный перечень причин может быть дополнен. На разнообразие причин необходимо обратить внимание, поскольку часто руководители считают, что причиной конфликта является столкновение личностей, в то время как более глубокий анализ показывает, что причиной могут быть и другие факторы. На вероятность возникновения той или иной причины конфликта оказывают влияние демографические характеристики работников (пол, возраст). Например, установлено, что для женщин более характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личными потребностями — заработной платой, распределением премий, предоставлением отпусков. Мужчины более предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью — организацией труда, определенностью полномочий, функций и др. С увеличением возраста работников больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности. Одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе — нарушением трудовой дисциплины, несоответствием требованиям, предъявляемым руководителем, и т.д.
Похожие работы:
- Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении Выявление и осознание конфликтных тенденций, складывающихся в организации, требует от менеджера понимания потенциальных причин их возникновения. Конфликты могут быть порождены трудовым процессом, плох...
- Роль и значение сотрудничества в антикризисном управлении Большинство хозяйствующих организаций являются сложными социо-техническими системами с множеством технических, технологических, информационных взаимодействий и социальных взаимосвязей, которые требуют...
- Возникновение контролинга в тенденциях экономического развития и его роль в антикризисном управлении Известно, что контроль является одной из основных функций управления. Без ее реализации управление невозможно. Но формы и параметры контроля могут быть различными. Это различие определяется назначение...
- Понятие организационных преобразований в антикризисном управлении Необходимым элементом антикризисного управления являются организационные преобразования — изменения в организации, способствующие новому, как правило, более эффективному, образу действий. Преобр...
- Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении Наиболее ответственным этапом в технологии антикризисного управления является разработка управленческих решений. Качество управл...